Что такое «синдром отличника»?
«адреналиновая» зависимость от учебы-игры — природные способности ребенка и его тяга к знаниям превращают учебу в увлекательную игру, в которой он становится постоянным «призером.

страх перед порицанием — желание не огорчать родителей и учителей перерастает дисциплинированность, повышенное прилежание, стремление быть лучшим учеником;
 
комплексы неполноценности, в том числе и связанные с физическим недостатком, — порождают и усиливают интровертность, которая приводит к тому, что больше времени человек посвящает учебе или, например, творчеству, чем общению со сверстниками;

повышенная потребность в достижениях, одобрении, признании.

Отличником могут руководить сразу несколько из указанных мотивов. Таким образом, время рождения синдрома отличника — во многом это детство, поскольку самые яркие впечатления люди получают в «нежном возрасте».
 
По мнению Альфреда Адлера, одного из отцов психоанализа, к 10-12 годам у человека формируется самооценка и зависимость от представителей референтной группы — тех, кто являет собой образцы для подражания. Вместе с этим у отличника складывается и определенный статус среди своего окружения, который обычно приводит к принятию роли уважаемого человека: отличники — гордость класса, школы, семьи. У человека возникает ощущение безопасности, т. к. любая группа на инстинктивном уровне охраняет тех, кто может принести ей пользу. Даже школьные хулиганы понимают — отличники могут подсказать на уроке, дать списать и пр.
 
Чем дольше человек сохраняет статус отличника, тем глубже укореняется его высокая самооценка. Собственно, синдром отличника начинается с нарастания стереотипов: «Я должен знать лучше других; я должен уметь лучше других; я должен сделать лучше всех!». Однако не задумывается, почему непременно должен и, собственно, кому.
Такое повышенное чувство долга порождает сверхактивность с мобилизацией всех нервных и физических ресурсов. На эмоциональном уровне деятельность отличника сопровождается позитивными ощущениями только тогда, когда удовлетворяется его потребность в признании.
В результате, как ни странно, трудно тому, кто лучше всего умеет учиться. Ведь при неудачах его уязвленное честолюбие не может компенсироваться проявлением других достоинств.
Как следствие — такое патологическое проявление деятельной активности, как трудоголизм.
Однако, есть и сложности, с которыми зачастую сталкиваются как сами отличники, так и те, кто с ними работает.
 
Перечислим наиболее распространенные из них:
завышенные притязания приводят к тому, что многие отличники торопятся компенсировать свои усилия по приобретению знаний и не видят стимулов в постепенном карьерном росте. Однако, как сказал американский менеджер Генри Блок: «Чтобы стать менеджером, нужно начать с самого низа; исключений из этого правила нет»;
чрезмерная требовательность (всех меряют по себе и возмущаются теми, кто не проявляет таких же способностей, рвения и энтузиазма) . В результате — сложности во взаимоотношениях как с равными по положению, так и с начальниками и подчиненными. Бывает, что это портит психологическую атмосферу во всем коллективе;
высокая обучаемость может приводить к бесконечным увлечениям новыми знаниями и экспериментам, лихорадящим коллектив;
комплексы, толкающие на достижения, нередко уживаются со «звездной болезнью». Если руководитель или сотрудники пытаются «поставить на место» такого человека, то могут вызвать у него депрессию;
 
отличник-звезда на руководящей должности, верящий в свою непогрешимость, может злоупотреблять авторитарным стилем управления;
излишняя самоуверенность влечет и еще одну опасность — переоценку собственных сил, приводящую отличника-начальника к повышенным и неоправданным рискам и авантюрам.
Обычно отличники — это сложные личности, и работать с ними непросто.
Еще Аристотель пришел к выводу: «выдающаяся душа не чужда безумия». Однако при правильном отношении к ним и умении выстроить работу, они, безусловно, показывают великолепные результаты.